sud idet016Документальная драма по пьесе Перча Зейтунцяна «Встать! Суд идет!», 16+

Документальная драма по пьесе Перча Зейтунцяна «Встать! Суд идет!»

Режиссер-постановщик – Слава Степанян

Художник – Альберт Атоян (Киностудия им. Горького)

Художник по костюмам – Нелли Шахбазова

В спектакле использована музыка – Комитаса, Жана Батиста Люлли, Густава Малера, Гии Канчели

 Видеосъемка — кинокомпания «BERG SOUND» (продюсер М. Погосов)

Подбор актеров – Офелия Петросян

Действующие лица и исполнители:

 

 

 

 

ДОКТОР ЛЕМБЕРГ, судья — заслуженный артист России Александр Семчев

ГОЛЬНИКЕ, прокурор — Артур Диланян

АДОЛЬФ ФОН ГОРДОН, адвокат — народный артист России Александр Коршунов, заслуженный артист России Олег Гущин

СОГОМОН ТЕЙЛЕРЯН — Антон Афанасьев

ФРАУ ДИТМАН и МАМА СОГОМОНА — Зита Бадалян

ТАЛЕАТ-ПАША — Артур Диланян

ЖЕНА ТАЛЕАТА — заслуженная артистка России Ольга Кабо, Софья Торосян

ДОКТОР НАЗЫМ — Армен Степанян

ГАСАН ФЕХМИ — Евгений Воскресенский

БЕХАЭТДИН ШАКИР – Мухтар Гусенгаджиев, Николай Вороновский

КРЫМ ШАМХАЛЧ, офицер русской армии — народный артист России Юрий Назаров

ЧЕНАП ШЕХАПЭТДИН, турецкий писатель, журналист — Масаб Коробов (Сирия), Николай Вороновский

ДОКТОР ЛЕПСИУС — народный артист России Игорь Костолевский, народный артист России Дмитрий Харатьян

ЛИМАН ФОН ЗАНДЕРС — народный артист России Алексей Шейнин, заслуженный артист России Геннадий Матвеев

ГЕНЕРАЛ ШЕРИФ-ПАША — народный артист России Адександр Михайлов, народный артист России Александр Голобородько, заслуженный артист России Георгий Мартиросян

ФАИЕЗ ЭЛЬ-ХОСЕЙН — народный артист России Алексей Петренко

МОРГЕНТАУ, посол Америки — народный артист России Эммануил Виторган, заслуженный артист России Олег Гущин, Александр Тютин

ЛИПМАН, эксперт– народный артист России Владимир Конкин, Ромео Мурадян(Франция)

ШТОРМЕР, эксперт — заслуженный артист Армении Оганес Бабаханян, Араик Айрапетян

МАРТИН НИПАГЕ — народный артист России Сергей Сазонтьев

АРМЯНСКИЙ СВЯЩЕННИК — заслуженный артист Армении Альберт Сафарян, Григор Гярдушян

ОТТО РАЙНИКЕ, старшина присяжных — Слава Степанян,

СЕКРЕТАРЬ - Дмитрий Первушин,

ТАНЦОВЩИЦА — Елена Мангур

 

В спектакле также заняты: Л.Айларова, М. Арамян, А. Карапетян, О.Васильева, В. Болдырева, В.Яременко, Д. Первушин, А. Хачатурян, Н. Тютькова, Д. Гапоненко, Г.Тержанян (Грузия), Е. Оганесян, Л. Пирумян и др.

 

О спектакле:

Сюжет спектакля «Суд идет!»выстроен на архивных материалах судебного процесса состоявшегося в Берлине над Согомоном Тейлиряном, жертвы геноцида армян, единственно-выжившего из всей семьи, застреливший в 1921 году одного из главных организаторов изгнания армян из коренных земель и массовых убийств, бывшего Министра внутренних дел Турции Талаата-паши, который ранее, был осужден турецким судом на смертную казнь, но сбежавшего в Германию.

                                                                              

Суд над Тейлиряном и его оправдание стали беспрецедентной мировой сенсацией. Объектом рассмотрения суда стало не только действие Тейлиряна, но и Талаата, как организатора зверских массовых убийств мирного населения. На суде были заслушаны многочисленные свидетели, рассказавшие подробности геноцида, которые потрясли мировую общественность.

Этот суд оказал большое воздействие на известного польского юриста-международника Рафаеля Лемкина, который позже на основании описания событий происходящих с армянами в Турции и с евреями в Германии предложил и внес в международное правосудие термин «Геноцид».

 

Награды

Золотая Медаль Международного фестиваля Армянской Культуры «Карот» (2008)

Золотая Медаль Министерства Культуры Республики Армения «За весомый вклад в развитие отечественной культуры»(2010)

Грамота Министерства Диаспоры Республики Армения «За весомый вклад в развитие и популяризацию армянской культуры и укрепление дружественных связей между Россией и Арменией» (2010)

Грамота Министерства Культуры Республики Армения «За весомый вклад в развитие и укрепление армяно-русских связей, а также за активное содействие проведению всеармянского Фестиваля «Карот» (2010)

Золотой диплом Фестиваля «Карот»

Грамота Национального Собрания Республики Армения. (2010)

ПРЕССА 

http://golosarmenii.am/article/27793/pochemu-ya-zdes

Наталия МОШЕНСКАЯ

"ПОЧЕМУ Я ЗДЕСЬ"

(Окончание)

Проект "Почему я здесь" - это серия ответов в несколько предложений на один вопрос, задаваемый НЕармянам: "Какие чувства и мысли вы испытываете, когда читаете или думаете о Геноциде армян?"

Автор проекта московский юрист Наталия Мошенская обратилась с этим вопросом к известным людям – блогерам, актерам, журналистам, политикам, писателям, предложив им откровенно высказаться о своих мыслях и чувствах относительно этой даты. В результате получился сборник мнений совершенно разных людей, который автор проекта предложила "Голосу Армении" для публикации.

В этой последней части мы публикуем ответы российских актеров - участников спектакля-акции "Суд идет!" Московского армянского театра о процессе над Согомоном Тейлеряном. Все актеры играли бесплатно.

Алексей ПЕТРЕНКО, народный артист РСФСР, исполнитель роли бедуинского шейха Файез эль-Гусейна в спектакле-акции "Суд идет!"

- Я считаю большой честью для себя, что меня пригласили участвовать в этой акции памяти жертв Геноцида армянского народа. Этому нельзя не сострадать, в это трудно поверить и невозможно забыть. Что же такое страшное там было в Турции в 15-м году?! Сердце мое отзывается на эту боль. И я только думаю о том, каково это армянам, которые потеряли там своих родных и близких! И сегодня вы видели реакцию зала, сколько людей пришло. Сколько молодежи пришло. Как тревожно было в зале. Я чувствовал, как из зала шли эта тревога и сочувствие тому, что было, и желание этих людей не допустить, чтобы это когда-нибудь повторилось. И слава Богу, что люди не забывают трагедии.

Я благодарю Бога за то, что он сподобил меня участвовать в этой акции памяти. Я этнический украинец, и мне очень созвучна эта боль с моей болью за мою Украину. С тем, что там происходит. Угнетения и убийства украинского и русского народа, который хотел бы говорить на русском языке и отстоять свои права на землю. Когда я думаю об Украине – не приведи Господь… И я молюсь, чтобы это никогда и нигде не происходило. Молюсь за Армению, молюсь за Украину и молюсь за Россию, которая тоже на какой-то тревожной грани.

Но надежда на Господа, что Господь Бог управит, и сохранит, и помилует – и армянский народ, и украинский, и еврейский, и русский, и другие народы, которые пострадали от несправедливого гнета.

<="" imgid="undefined">

Aлександр СЕМЧЕВ, заслуженный артист России, исполнитель роли судьи в спектакле-акции "Суд идет!"

- Это больно. И когда читаешь историю, хронику, события прошлых лет, и когда играешь. Сегодня парень, исполняющий роль Согомона, работает на сцене, рассказывает какие-то детали, связанные с семьей его персонажа, а у меня наворачиваются слезы. По роли мне нужно демонстрировать некий нейтралитет, а я не могу справиться с эмоциями. И в этот момент я как бы присваиваю себе эту боль, которую пережили люди. Хотя масштабы того горя, беды, которая людей этих постигла, просто колоссальные, они непостижимы.

Антон АФАНАСЬЕВ, актер театра и кино, исполнитель роли Согомона Тейлиряна в спектакле-акции "Суд идет!"

- О Геноциде армян сказано много слов, информации, цифр, но… Вот я, простой русский человечек по имени Антон. Я прочитал все, что можно, пересмотрел все, что можно. Как это принять? Как мне, русскому актеру, взвалить это на плечи и выдать это? Для того, чтобы понять хотя бы частичку геноцида, надо попытаться представить - потому что понять это невозможно все равно, - представить себе хотя бы одну жизнь, одного человека. Маленькой девочки, 8-летнего мальчика, старика или молодого человека в расцвете сил. Хотя бы вообразить одну смерть, одну из них. Тогда станет понятной величина, умноженная на тысячи и тысячи и тысячи других жизней и трагедий.

Я муж, отец двух детей, как мне осознать ситуацию, в которой меня, моих детей убивают? Как это можно было понять тогда? Как и тогда люди не понимали, почему и за что это происходит, так и сейчас представить такую ситуацию, вообразить невозможно. Но какие-то попытки для этого нужны, чтобы сыграть, донести до зрителя эту боль. Я пытался пропустить это через себя, старался сделать это на совесть, с душой, насколько моего сердца хватило. Всю свою боль, все вопросы, на которые я искал ответы по поводу этой темы, жертв. Я надеюсь, что хотя бы частичка моих переживаний попала в кого-то.

Мне бы хотелось, чтобы попало все, что я почувствовал, но это нереально в процессе такого спектакля. Дай бог здоровья всем, кто думает об этом, помнит об этом, кто хочет жить в любви.

Начало см. http://golosarmenii.am/article/27678/pochemu-ya-zdes

http://golosarmenii.am/article/27594/pochemu-ya-zdes

http://nv.am/kultura/42815-2015-04-21-06-00-5

курьер

 

В Номере // КУЛЬТУРА // Ведущие российские актеры — в проекте “Суд идет!”

Ведущие российские актеры — в проекте “Суд идет!”

В московском Golden Palace состоялась премьера посвященного 100-й годовщине геноцида армян спектакля-акции “Суд идет!” в постановке Московского армянского театра. Гость “НВ” — худрук театра Слава СТЕПАНЯН.


— Кто автор идеи и кто участники постановки?

— В спектакле, поставленном при поддержке Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и правительства Москвы, задействованы известные актеры из России, Армении и других стран. Собран действительно уникальный “букет” талантливейших актеров: Армен Джигарханян, Дмитрий Харатьян, Алексей Петренко, Юрий Назаров, Ольга Кабо, Александр Семчев, Даниил Спиваковский. Кроме того, в спектакле задействованы артисты Евгений Воскресенский, Мухтар Гусенгаджиев, Александр Тютин, Григор Гярдушян и даже телеведущий Дмитрий Дибров. И, конечно же, весь состав нашего театра.

Немного о самом спектакле. Кстати, мы уже ранее представляли эту пьесу — в частности, несколько лет назад ереванский зритель увидел спектакль в рамках фестиваля “Карот”.

Вниманию зрителей была представлена драма по пьесе известного армянского писателя, драматурга Перча Зейтунцяна “Встать! Суд идет!”, в основу которой легли документальные материалы Берлинского судебного архива 1921 года по делу Согомона Тейлеряна, жертвы геноцида армян, единственного выжившего из всей семьи, который в 1921 году застрелил бывшего министра внутренних дел Османской Турции Талаата-пашу — одного из главных организаторов массовых убийств и изгнания армян с родных земель. Объектом рассмотрения суда стали действия не только Согомона Тейлеряна, но и Талаата-паши как организатора зверских массовых убийств мирного населения. На суде были заслушаны многочисленные свидетели, рассказавшие о подробностях геноцида и потрясшие мировую общественность. Суд над Согомоном Тейлеряном и его оправдание стали беспрецедентной мировой сенсацией. Материалы данного судебного процесса оказали большое воздействие на известного польского юриста-международника Рафаеля Лемкина, который позже, на основании описания событий, происходящих с армянами в Турции и с евреями в Германии, внес в международное право термин “геноцид”.

— В спектакле заняты не только армянские актеры — как они отнеслись к приглашению?.. Как восприняли открывшиеся им факты?

— Как признавались мне некоторые актеры, для многих из них эта пьеса стала шоком — конечно, они были в курсе о произошедших 100 лет назад зверствах, но, погружаясь в материал, изучая историю, факты, которые Турция тщательно скрывает, многие из них были крайне удивлены. В частности, в одном из интервью Алексей Петренко выразил недоумение, почему Турция отказывается принять очевидное. “Ведь это уже не те турки — чего они опасаются? Немцы же приняли холокост, повинились — так в чем проблема, почему не решить вопрос раз и навсегда? Ведь армяне же ничего такого не требуют — они просят элементарного признания вины и принесения извинений!”

Все актеры, без исключения, с любовью согласились участвовать в спектакле-акции. Были интересные случаи — я позвонил Александру Збруеву, чтобы пригласить его принять участие в спектакле. Он любезно согласился. Но, узнав о сроках, огорчился и вынужден был отказаться, так как на это время уже были запланированы гастроли их театра. Он очень переживал, даже просил меня перенести спектакль. Но, увы... А потом он мне рассказал интереснейшую историю. Оказывается, он родом из Гянджи, а его дед служил там в царской армии. В те годы император издал указ открыть коридор для спасения армянских беженцев, а ответственным за эту операцию был назначен дед Збруева. Многих удалось тогда спасти... Спустя годы семья деда перебралась в Россию, но отец Збруева помнит, как в их дом — дело было в 30-х — периодически приходили какие-то кавказцы, приносили подарки: сыр, мясо, фрукты... Причем по виду дарителей было видно, что сами они совсем не богаты, скорее наоборот. Отец Збруева спросил отца, кто эти люди? На что тот ответил: “Это армяне! Очень несчастный и очень благодарный народ — столько лет прошло, а они все не забывают того, что я для них сделал, благодарят...” Так что можно понять, почему Збруев так переживал из-за того, что не сможет принять участие в этом спектакле. Но, надеюсь, в будущем нам ничего не помешает.

Другая история. Одна из первых репетиций с ведущим актером Театра Моссовета Александром Голобородько. Он вышел на сцену, хотел было начать свой текст и вдруг... заплакал. Мы, обескураженные, подбежали, попытались успокоить, а он вдруг говорит: “Слава Ашотович, как же я вам благодарен, что вы мне дали возможность выступить именно в этом спектакле. Такое ощущение, что через этот текст я говорю о своих братьях и сестрах, страдающих сегодня в Днепропетровске... погибших там... Я говорю о чудовищных зверствах, имевших место 100 лет назад в Западной Армении, а перед глазами стоят мои соотечественники, ведь все совпадает — один к одному...”

Я все это рассказываю к тому, что со стороны может показаться, что все известные участники этого проекта — люди, к которым даже сложно подступиться, “звезды”... Так вот, я в первую очередь — помимо, конечно, фантастических актерских данных — хотел бы отметить их человеческие качества, высокую культуру и интеллект. Это заслуживает огромного уважения!

— А по какому принципу вы подбираете репертуар?

— В первую очередь мы стараемся открыть для российского зрителя имена великих армян, таких как Туманян, Сароян, Зейтунцян, Тер-Алексанян и другие. Это те авторы, которые у нас уже поставлены. А в планах постановка спектакля по произведениям Хоренаци и Бюзанда, Мндзури, Ваге Кача и др. Мы стремимся представить в нашем репертуаре все жанры, пытаемся не обойти вниманием новейшую драматургию, чтобы каждый наш зритель нашел что-то свое, интересное именно для себя.

— Это что касается российских армян. А российский зритель нуждается в подобном “ликбезе”?

— Как раз российскому зрителю это очень интересно, и тот факт, что год от года процентный состав русского зрителя у нас увеличивается, свидетельство этому. И даже великие российские актеры, участвовавшие в спектакле “Суд идет...”, повторюсь, благодарили нас за то, что мы познакомили их с неизвестными им страницами мировой истории, с нашей болью, и дали возможность им быть рядом с нами в акции “Против геноцида”. Даже российские театроведы с некоторой досадой отметили, что в России в отличие от Армении нет политической драматургии.

— Кстати, о великих. Вы работали с самим Параджановым. Чему у него научились?.. Что переняли?

— Меня восхищало его проникновение в суть, в ткань любого творческого материала. У него было особое чувство, эдакая антенна для принятия и передачи материала. Я научился у него своеобразному режиссерскому мышлению, которое подразумевает неординарное использование пространства, знаковость мышления, важность цвета, света, линий, звука и пластики актера.

— В труппе вашего театра есть и неармяне. Возникают ли сложности в работе из-за разности менталитетов?

— Сложности, конечно, есть, но в лабораторном процессе и в психотренингах разница менталитетов стирается (вернее, преобразуется) и возникает новый менталитет — менталитет творческой личности. Эта непохожесть личностей, объединенных одной целью, и есть наше богатство.

Я очень рад и горд, что в этом проекте нам удалось объединить воедино большинство представителей бывших братских республик. Это просто замечательно! Дай Бог, чтоб это воссоединение имело место не только в горе, но и в радости. Это ли не великая сила культуры?

Рубен Пашинян

Новости-Армения

22:04 | 06/ 09/ 2010

Российские деятели культуры: о себе, о фестивале "Карот" и об Армении, как о плацдарме построения нового мира

ЕРЕВАН.В эти дни в Армении проходит третий международный фестиваль «Карот» (Ностальгия), который стартовал 2-го сентября в столице Нагорно-Карабахской республики - Степанакерте. Прежние два фестиваля проводились в Москве. 
В рамках фестиваля организуются различные мероприятия, в том числе состоялась ереванская премьера спектакля-акции «Суд идет...» в постановке Московского армянского театра по пьесе армянского драматурга Перча Зейтунцяна «Встать! Суд идет!». 
В постановке были задействовкны известные российские деятели театра и кино, которые поделились с армянскими журналистами своими впечатлениями об Армении, о фестивале, а также о непреходящих человеческих ценностях. 

О фестивале 

Фестиваль начался с торжественной церемонии открытия в столице Арцаха Степанакерте бронзового памятника «Символ доброты» - в виде цветка одуванчика, работы всемирно известного скульптора Григория Потоцкого. Как считает скульптор, лепестки одуванчика в форме раскрытых ладоней символизируют руки представителей разных национальностей. «Земля сохранится до тех пор, пока мы будем продолжать оставаться добрыми», - заявил Потоцкий. 
На мероприятии присутствовали: официальная делегация из Армении под руководством премьер-министра Тиграна Саркисяна, президент Нагорно-Карабахской республики Бако Саакян, спикер парламента НКР Ашот Гулян, премьер-министр Ара Арутюнян, предводитель Арцахской Епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян, а также экс-глава НКР Аркадий Гукасян, члены парламента и правительства, представители интеллигенции. 

О спектакле

Гости и журналисты, собравшиеся в понедельник в Международном пресс-центре «Новости» не обошли вниманием и спектакль-акцию «Суд идет..», в основе сюжета которого лежит реальный судебный процесс, состоявшийся в 1921 году в Германии над героем армянского народа Согомоном Тейлеряном, застрелившем в Берлине зачинщика и идейного вдохновителя Геноцида армян в Османской империи Талаата-Пашу. 
Премьера спектакля состоялась в Москве два года назад, но после принятия решения о проведении фестиваля «Карот» в Армении и Арцахе, было решено включить этот спектакль в его программу. 
«Для нас самое главное было донести наше отношение, боль, понимание, наше, если угодно, негодование, резкое отрицание к происходящему в этой пьесе», - сказал народный артист России Игорь Костолевский, исполнивший в спектакле роль немецкого миссионера Иоганнеса Лепсиуса. 
Народный артист России Эммануил Виторган, занятый в роли американского посла в Турции в годы Первой мировой войны Генри Моргентау, отметил, что наилучший способ выяснять отношения – это способ общения и договора. «Оттого, что опять прольется кровь, оттого, что люди будут страдать по поводу своих родных и близких, мира не будет», - подчеркнул он. 
Худрук Московского Армянского театра, режиссер-постановщик спектакля Слава Степанян рассказал о том, что народный артист России Алексей Петренко, который исполняет в спектакле роль ученого-бедуина, свидетельствовавшего на суде, до московской премьеры спектакля вообще не знал об истории Геноцида армян 1915 -1923 гг. в Османской империи. 
Актера ввели в курс, и он настолько проникся, что во время московской премьеры ему стало плохо с сердцем. «Пришлось вызывать «скорую», - вспоминает Степанян. 
По словам самого Петренко, этому спектаклю-акции он благодарен уже за то, что узнал о чудовищном событии - Геноциде армянского народа. 

О себе

Рассуждая о роли театра, Игорь Костолевский отметил, что только в театре можно понять возможности и масштаб артиста, оценить его способности и талант. «Кино мне очень много дало, я до сих пор не смог вернуть все, что оно мне дало. Но театр, это, конечно, для меня на сегодняшний день – очень серьезная вещь», - подчеркнул он. 
Виторган придерживается мнения о том, что люди артистических профессий должны быть вне власти, партийных списков, потому что эта профессия говорит ни о чем ином, кроме как о человеческой жизни. «Я никогда не отказывался от отрицательных персонажей и отказывался от положительных как в кино, так и в театре. Потому что для меня очень важно, чтобы люди, видя это, понимали, что это не лучший способ проживания этой жизни», - сказал актер. 
Посетовав, что люди часто забывают о недолговечности жизни, Виторган отметил: «Мы живем для того, чтобы помогать друг другу. Нет других вариантов, их не существует. Если не ты произвел человека в этот мир, ты не имеешь никакого права поднимать на него руку». 

О доброте и мире

Скульптор Григорий Потоцкий, который является также президентом Международной академии доброты, выразил мнение о том, что дальнейшую жизнь можно строить только на принципах доброты и взаимопонимания. «Не надо смотреть на прошлое, не надо оглядываться. Армяне понесли огромные жертвы, но все они в раю, а души всех убийц будут вечно страдать», - сказал он. 
Развивая тему, Потоцкий отметил, что прошлое – это история, но если ему не дается правовая оценка, прошлое становится настоящим. Мастер уверен, что Армения должна стать плацдармом новой архитектуры мира. 
«В Карабахе и в Армении куется новая политика мира. Вы думаете, карабахцев можно уничтожить или победить?.. Да, если всех до одного убить, что тоже будет Геноцидом. Может быть эта земля освободиться и станет пустой, но Карабах нельзя победить никакой войной – ни ядерной, ни химической. Этот народ там живет и будет жить, война ничего не может доказать, военными целями ничего нельзя добиться. Армения будет для всего мира примером того, как можно добиться своих целей только через мир и доброту», - резюмировал Потоцкий. --0--

PanARMENIAN.Net

6 сентября 2010 - 17:48 AMT 12:48 GMT

Слава Степанян: Cпектакль ‛Встать, суд идет!‛ это спектакль-акция

‛Во время московской премьеры спектакля по одноименной пьесе Перча Зейтунцяна ‛Встать, суд идет‛ произошел удивительный факт. Алексей Петренко, игравший в спектакле, до этого не знал ничего о Геноциде армян, Комитасе, Григоре Зограбе. Но узнав об этих страшных событиях, он настолько проникся этим, что прямо во время спектакля ему стало плохо. Мы думали, что он играет, но настолько убедительно, что даже актер, играющий роль судьи, предложил ему воды. Ему вынесли воду в кружке с Микки Маусом, и уже после спектакля он ушел за кулисы и упал‛,- сообщил художественный руководитель Московского армянского театра Слава Степанян на пресс-конференции 6 сентября. 
Он добавил, что уже потом, вызвав Скорую помощь, актеры узнали, что у Алексея Петренко случился сердечный приступ. ‛Через три дня, когда он пришел в себя, он сообщил, что на него ошеломляющее впечатление произвел голос армянского композитора Комитаса‛,- подчеркнул Слава Степанян, отметив, что актер, даже не раздумывая, согласился принимать участие в гастролях спектакля даже несмотря на то, что постоянно находился под присмотром врачей. 
‛Я считаю, что это не просто спектакль. Это спектакль-акция. Его цель – еще раз поднять вопрос Геноцида. И важно, что в этом проекте были задействованы прекрасные актеры, которые бескорыстно приняли в нем участие‛,- подчеркнул худрук Московского армянского театра. 



PanARMENIAN.Net

6 сентября 2010

В Ереване состоялась премьера спектакля "Встать, суд идет!" в постановке худрука Московского армянского театра.

В рамках международного фестиваля ‛Карот‛ состоялась ереванская премьера спектакля ‛Встать, суд идет!‛ по одноименной пьесе Перча Зейтунцяна‛,- сказал основатель и президент фестиваля Мецо Игитян на пресс-конференции 6 сентября. 
В спектакле принимали участие виднейшие российские актеры: Народные артисты России Эммануил Виторган, Игорь Костолевский и Алексей Петренко. 
‛Я не рассматривал свое участие в этом спектакле, и мои коллеги с этим согласятся, как роль. Это скорее наша человеческая позиция, наше отношение к Геноциду армян, наша боль, понимание, негодование и отрицание всего того, что произошло, и это самое главное‛,- подчеркнул актер Игорь Костолевский. 
Рассказывая о реакции армянского зрителя на спектакль, актер отметил, что выходя на сцену, он ориентируется по тишине в зале. ‛Тишина бывает очень разная: бывает тишина, которую нужно преодолевать, сопротивление зала, бывает тишина настроенная. А Вчера было такое ощущение, что зритель пришел в зал с какой-то огромной болью и тревогой‛,- сказал Игорь Костолевский. Он отметил также, что с удовольствием будет играть в армянских театрах, если его позовут. 
Спектакль ‛Встать, суд идет‛ в постановке Славы Степаняна был показан во второй раз. Московская премьера спектакля прошла 2 года назад. 
Отвечая на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net актер отметил, что мало знаком с армянской литературой, но читал произведения Вильяма Сарояна. 



«Новости-Армения»

30/ 08/ 2010

Третий международный армянский фестиваль «Карот» впервые пройдет в Армении и Арцахе

Эксклюзивное интервью президента Фонда развития армянской культуры, президента международного армянского фестиваля «Карот» Мецо Игитяна информационному агентству «Новости-Армения» 


«Новости-Армения» - Третий международный фестиваль «Карот» (Ностальгия), в котором принимают участие армяне со всего мира, на этот раз впервые пройдет в Армении, какой будет программа данного мероприятия? 

М.Игитян – Действительно, обычно международный армянский фестиваль «Карот» проводился в Москве, но в этом году он будет проходить в Армении и Арцахе со второго по седьмое сентября под патронажем председателя Национального Собрания Армении Овика Абрамяна и при поддержке президента НКР Бако Саакяна, а также министерств культуры Армении и НКР. 
Торжественное открытие фестиваля намечено на второе сентября в столице Арцаха Степанакерте – в День независимости республики. В этот день в Арцахе традиционно проходят разные памятные мероприятия, чествуют героев, отдавших свою жизнь за независимость республики. Поэтому руководство Арцаха и Фонда развития армянской культуры приняли решение приурочить открытие фестиваля «Карот» ко второму сентября. 
На этот день запланировано также открытие памятника всемирно известного скульптора Григория Потоцкого «Символ Доброты» в виде отлитого из бронзы одуванчика. 
Подобные памятники уже установлены в девяти странах мира, в частности, в Австрии, Франции, Эстонии, Китае. Десятый по счету памятник будет установлен в Степанакерте, и на его презентации будет присутствовать сам мастер. 
С открытием этого памятника будет дан старт Фестивальному Вернисажу под открытым небом, где будут выставлены работы художников из разных стран мира, Армении и Арцаха. 
Затем на центральном стадионе Степанакерта в присутствии 15 тысяч зрителей начнется торжественная церемония открытия фестиваля «Карот» и гала-концерт международного проекта известного армянского композитора Ара Геворкяна Love Each Other (Возлюби ближнего своего), в котором принимают участие музыканты из Армении, НКР, России, Молдовы, США, Венесуэлы, Германии, Финляндии, Индии, Сирии, Ливана и других стран.разных стран мира. 
Во время концерта участники проекта исполнят известные и новые произведения композитора. Проект Love Each Other— это один из способов объединения всех народов мира. 
Задача музыкантов — через музыку пробудить в душе каждого человека желание внести свою лепту в сохранение мира на Земле. 
Это уникальная акция, пропагандирующая борьбу за мир и ненасилие, осуждающая терроризм и конфликты на расовой, религиозной и национальной почве, где лучшие музыканты из разных концов света, говорящие на разных языках, посредством инструментальной музыки говорят об одном: ‛Мы одна семья, берегите друг друга!‛. 
В тот же день программу фестиваля «Карот» продолжит концерт в стиле ретро, в котором примут участие армянские и зарубежные звезды эстрады. 
С 3 сентября фестиваль «Карот» продолжится на территории Армении. В Государственном национальном академическом театре имени Сундукяна известный армянский актер Вардан Петросян представит свою программу «Насмешки судьбы», а 4 сентября состоится Торжественная церемония вручения премии «Карот» и фестивальный гала-концерт «Ностальгия» под открытым небом. 
Во время фестиваля будет представлена опера-буфф «Колокольчик» Доницетти в постановке студии Казароса Сарьяна при Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. 
7 сентября состоится освящение церкви в селе Мовсес на границе с Азербайджаном. В селе не было церкви - храм был разрушен в период советизации Армении, а сейчас благодаря поддержке армянского благотворителя из России построена новая церковь. 
Мы ожидаем также приезда на фестиваль известного французского киноактера Жерара Депардье. 

«Новости-Армения» - Кто, помимо Депардье, станет гостем фестиваля? 

М.Игитян - В этом году почетными гостями и участниками фестиваля станут многие известные деятели искусства и культуры из многих стран мира. В частности, специально для участия в фестивале со спектаклем «Суд идет!» в Ереван приезжает Московский армянский театр под руководством Славы Степаняна. В спектакле принимают участие народные и заслуженные артисты России Алексей Петренко, Эммануил Виторган, Игорь Костолевский и многие другие. 
6 сентября в рамках фестиваля в Ереване пройдет вечер поэзии, посвященный русской и армянской поэзии, в котором примут участие известные артисты и чтецы-декламаторы из Армении и России. 

«Новости-Армения» - В рамках фестиваля «Карот» обычно вручаются именные награды. Кто в этом году удостоится премий «Карот»? 

М.Игитян - Традиционно центральным событием фестиваля является вручение премий «Карот» выдающимся деятелям культуры, искусства, науки, спорта и других сфер как Армении, так и мира, друзьям армянского народа, тем людям, чье творчество связано с Арменией, кто своей деятельностью внес вклад в армянскую и мировую культуру. 
Премий «Карот» удостоены такие деятели, как Шарль Азнавур, Сос Саркисян, Иосиф Кобзон, Андрей Битов, Никита Симонян, Армен Джигарханян, Шаварш Карапетян, Владимир Спиваков, Константин Орбелян, Артур Абрахам. 
В числе тех, кому будет вручена премия в этом году, назову несколько имен – композиторы Александр Аруюнян и Эдвард Мирзоян, председатель Союза деятелей танцевальных искусств Армении Вануш Ханамирян, народная артистка Армении, певица Офелия Амбарцумян, актер и чтец Владимир Абаджан. 

«Новости-Армения» - Планируется ли проведение мероприятий фестиваля «Карот» в других городах Армении и НКР? 

М.Игитян – В этом году фестиваль пройдет в Ереване и Степанакерте. Думаю, в следующий раз, когда мы решим провести фестиваль «Карот» в Армении, будут охвачены и другие города республики. 

«Новости-Армения» - Расскажите о предыдущих фестивалях «Карот», которые прошли в Москве? 

М.Игитян - Первый международный армянский фестиваль «Карот», организованный Фондом развития армянской культуры, был торжественно открыт министром культуры России Александром Авдеевым 16 мая 2008 года в Государственном Кремлевском Дворце. В его рамках была открыта мемориальная доска на доме композитора Арно Бабаджаняна, состоялись юбилейные выступления Государственного ансамбля песни и танца Армении им. Татула Алтуняна в Театре Российской Армии, государственного ансамбля ашугской песни Саят-Нова в Доме ученых, прошла премьера фильма "Христианская Армения" в Доме кино, проведен литературный вечер в Центральном Доме литераторов, презентация поэмы "Неумолкаемая колокольня" Паруйра Севака в переводе А.Сагратяна, а также театральная постановка Московского Армянского Театра "Суд идет..." по пьесе Перча Зейтунцяна в помещении театра Армена Джигарханяна. 
Второй международный армянский фестиваль «Карот» прошел в Москве 23 - 27 ноября 2009 года. В рамках фестиваля открылась фотовыставка "Кумиры XX века", прошли встречи с деятелями культуры, был дан гала-концерт победителей белорусского фестиваля «Карот-Миасин», вечер «Творчество ашуга Дживани». Кроме того, была презентована книга Соса Саркисяна "Разорванное время", открыт бюст адмирала флота СССР, Героя Советского Союза Ивана Исакова (Ованнеса Исакяна), который Фонд развития армянской культуры передал в дар музею Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве. 
Должен сказать, что основная цель Фонда развития армянской культуры, который является организатором фестиваля «Карот», - это сохранение традиций нашей культуры среди армян диаспоры и ознакомление жителей стран, в которых имеются армянские диаспоры, с культурой и искусством Армении. 

«Новости-Армения» - Какие программы планирует Фонд в этом году? 

М.Игитян – В прошлом году Фонд развития армянской культуры принял активное участие в организации юбилейной выставки работ выдающегося армянского художника Минаса в Ереване, провел совместно с белорусской армянской общиной фестиваль «Карот-Миасин» в Белоруссии. 
К нам поступают предложения из разных стран и регионов провести фестиваль «Карот» на местном уровне. Мы, безусловно, будем содействовать этому. Так, например, армяне Сибири выразили желание провести фестиваль у себя, в Красноярске или в Иркутске. Кстати, сибирский «Карот» может пройти уже в следующем году. Можно утверждать, что начинается своеобразное «каротовское» движение. 
Фестиваль «Карот» может также дать талантам путевку в творческую жизнь, как это произошло, например, с Егиазаром Фарашяном из Белоруссии, который участвовал в фестивале «Карот-Миасин» в Минске. Мы пригласили его на фестиваль «Карот» в Москве, где он выступал в Международном Доме Музыки, а через пару месяцев в составе другого трио его отобрали для участия в Евровидении 2010 года. 
Без ложной скромности могу сказать, что успех фестиваля «Карот» показал необходимость и потребность людей в мероприятиях именно такого формата и содержания, в мероприятиях не для «галочки». 
Фонд развития армянской культуры, организатор фестиваля «Карот», и в дальнейшем будет прилагать все возможные усилия для сохранения национальной идентичности, культуры, традиций и языка в многочисленной армянской диаспоре. 



Vesti.Az

01-09-2010

ЭКСКЛЮЗИВ

Эммануил Виторган: «Если в Ереване мне предложат посетить Нагорный Карабах…»

«Я сам родом из Баку, очень люблю и уважаю азербайджанский народ» 

«Я сейчас нахожусь в Одессе по приглашению мэра города и президента Украины. В Армению я поеду для участия в спектакле в рамках фестиваля «Карот». Ни о какой поездке в Нагорный Карабах мне не сообщали». 
Об этом Vesti.Az сообщил сам народный артист России Эммануил Виторган, комментируя информацию армянских СМИ о том, что фестиваль «Карот», в котором примут участие известные российские деятели культуры, в том числе и он, пройдет также в Нагорном Карабахе. 
«С Москвы в Ереван приезжает Московский армянский театр под руководством Славы Степаняна. Я приму участие в спектакле, который пройдет в Ереване. О посещении Нагорного Карабаха вообще речи не было. 
Я сам родом из Баку, очень люблю и уважаю азербайджанский народ. Для людей творческих не существует границ. Однако если мне в Ереване предложат посетить Нагорный Карабах, то я сначала крепко подумаю», - сказал Э. Виторган. 

Бахрам Батыев

HayLife.ru

14 мая 2008 года в небольшом зале театра Армена Джигарханяна, состоялось... заседание суда. Официально – спектакль-акция «Суд идёт...» в постановке Московского Армянского Театра совместно с ведущими деятелями культуры России и Армении пьесы армянского драматурга Перча Зейтунцяна «Встать! Суд идёт!». В основе пьесы реальный судебный процесс, состоявшийся в 1921 году в Германии, над героем армянского народа Согомоном Тейлеряном, убившим в Берлине Талаат-пашу – зачинщика и идейного вдохновителя Геноцида армян. На первый взгляд выбор именно этого спектакля для такого события, как фестиваль «Карот», выглядит странным. Фестиваль – понятие скорее праздничное, и вдруг – тяжелейшее произведение, повествующее о самых трагических событиях армянской судьбы. Но культура любого народа неотрывно следует за его историей, великой и трагической, славной и печальной. Искусство любого народа принимает в себя все беды и радости его, все победы и поражения. Геноцид – это история армянского народа. Это его боль, которая оставила глубокие раны в сердце и памяти каждого армянина, и нашла отражение во множестве произведений как армянских, так и зарубежных мастеров. И в этом ракурсе становится понятным, что без такого спектакля фестиваль был бы неполным, и, больше того – неоткровенным.
Как и следует из названия, основное действие происходит в зале заседания суда. Но процесс этот динамичен в пространстве и времени. Вслед за документами, показаниями свидетелей мы постоянно переносимся в прошлое – туда, где планировалось уничтожение целого народа, где этому уничтожению отчаянно сопротивлялись, где ведётся печальный рассказ об истинном преступлении, где живут доказательства невиновности подсудимого Тейлеряна. Один за другим выходят на сцену свидетели страшных событий против армян, имевших место в Османской Империи в 1915 году, и на наших глазах процесс над Согомоном Тейлеряном превращается в суд над «жертвой»: Талаатом-пашой и его соратниками. И вот уже не один Согомон в зале суда, за ним (в нём!) – весь армянский народ. «Ты не один, мальчик мой... Твоё имя на устах каждого армянина», - короткие, быстрые слова Согомону от выступающего свидетелем священника.
Зачитываются документы, приводятся факты – и нет уже ни Согомона, ни даже Талаата-паши, а есть только одна огромная, страшная беда целого народа. И слово за словом, факт за фактом обретает реальные черты та истина, что иногда настоящий убийца – это убитый. Итог любого суда – его решение. На сцене появляется главный присяжный, Отто Рейнике, которому предстоит озвучить ответ на главный вопрос: «Виновен ли обвиняемый Согомон Тейлерян в умышленном убийстве в Шарлоттенбурге 15 марта 1921 года человека по имени Талаат-паша?».
«Нет», - произносит он. И, как 87 лет назад, этот ответ вызывает аплодисменты. И, как 87 лет назад, они предназначены реальному решению присяжных.
Настоящий процесс длился два дня. Геноцид армян совершался на протяжении нескольких лет. Спектакль длится чуть больше трёх часов. Но за эти часы постигаешь тайну вечно печальных армянских глаз. Постигаешь, но не можешь постичь до конца. Потому что невозможно осознать, каких сил стоит даже с этой болью оставаться способным на душевное развитие, на дальнейшую историю, на любовь к жизни. Во время пресс-конференции по случаю открытия фестиваля «Карот» Армен Джигарханян сказал о спектакле: «...Я думаю, нас объединяет проблема «как жить дальше». Вот эта история, эта трагедия, которая произошла в жизни моего народа – имеет право жить дальше, если мы думаем. Но если мы собираемся кого-то наказать, ударить, злом на зло ответить, думаю, что в ней нет смысла. В нас живёт эта боль, но мы из неё должны выйти достойно».
Возможность достойного выхода подсказывает один из персонажей спектакля, квартирная хозяйка Тейлеряна, госпожа Дитманн: «Даже в самой тяжёлой боли человеку нужен собеседник» - говорит она Согомону. Кто же может стать собеседником познавшему боль народу? Пожалуй, только другой народ.
Наверное, в первую очередь спектакль рассчитан именно на армянского зрителя. Но принимать это предположение за основу так же ошибочно, как думать, что Геноцид армян коснулся только армян. И потому замысел постановщиков объединить на сцене артистов из разных стран – естественен. Участием в спектакле-акции свою гражданскую позицию по отношению к такому страшному явлению как геноцид выразили выдающиеся деятели культуры: народный артист СССР Лев Дуров, народный артист России Алексей Петренко, народный артист России Игорь Костолевский, народный артист России Александр Михайлов, народный артист России Юрий Назаров, народный артист России Сергей Сазонтьев, заслуженный артист России Геннадии Матвеев, заслуженная артистка России Ольга Кабо, заслуженный артист России Дмитрий Брусникин, Евгений Воскресенский, Саид Дашук-Нигматулин, Алексей Краснопольский, Лев Рахлин, Александр Семчев, Николай Вороновский, Масаб Коробов(Сирия) и другие; актеры Ереванского государственного академического театра им.Г.Сундукяна Альберт Сафарян, Аида Бабаджанян; актер Ереванского театра «Амазгаин» Алекс Гаспарян; а также актеры Московского армянского театра Карен Мартиросян, Зита Бадалян, Артур Диланян и другие. Армен Джигарханян читает текст от автора. Режиссёр-постановщик спектакля – Слава Степанян. Им всем и каждому из них в отдельности – спасибо. Несколько минут непрекращающихся аплодисментов – это то немногое, чем мы, зрители, могли выразить наши чувства. Но, наверное, большего от нас и не требуется. Только так мы можем сказать: вам нужен этот спектакль, нам нужен этот спектакль, миру нужен этот спектакль. Потому что нам всем нужен собеседник.

Наталья Мешкова, специально для HayLife.ru (с)


24/10/ 2008 года
Ереван

www. sobesednik. am

ГОЛОС АРМЕНИИ

Общественно-политическая газета


Электронная версия
N° 125 за 20.11.08

"Я ОБВИНЯЮ!"

Автор Сона МЕЛОЯН

Saturday, 31 May 2008

Деятели российской сцены говорят "нет!" геноциду, присоединяя свой голос к нашему. "Мы сочли своим долгом художника и интеллигента сказать "нет!" геноциду. Геноциду армян, геноциду вообще. Мы должны были присоединить свой голос к тем, кто прилагает все усилия, чтобы подобное чудовищное злодеяние не повторилось никогда", - с таким наполнением приняли большие русские артисты участие в спектакле-акции "Суд идет" по пьесе П. Зейтунцяна, сделанном режиссером Славой Степаняном в рамках Международного армянского фестиваля "Карот".
Прошедший с 13 по 19 мая в Москве фестиваль "Карот" широко освещался в средствах массовой информации.
В рамках фестиваля состоялась акция, занявшая особенное место в его программе.
Уже несколько лет при Посольстве РА в РФ действует Московский армянский театр, возглавляемый выпускником Ереванского театрального института Славой Степаняном. Сегодня в репертуаре театра - 12 спектаклей на русском и армянском языках. И, по свидетельствам очевидцев, в основном молодая труппа вместе со своим лидером просто удивляет уровнем спектаклей. Но к фестивалю "Карот" Слава Степанян решился на акцию воистину героическую, особенно если учитывать, что по странной прихоти судьбы в эти же дни в российской столице готовились дни культуры Турции. . .
Перч Зейтунцян. "Встать! Суд идет!" - хроника суда над Согомоном Тейлеряном - суровое и страстное обвинение палачам целого народа. Спектакль-акция, в котором приняли участие артисты из 12 театров. Корифеи российской сцены, народный артист СССР Лев Дуров, народные артисты РФ Алексей Петренко, Игорь Костолевский, Александр Михайлов, Юрий Назаров, Александр Семчев, звезда Ольга Кабо и актеры нашего Национального театра им. Сундукяна Альберт Сафарян и Аида Бабаджанян, играющие в этой пьесе на нашей сцене.
- Я просто ощущал себя на седьмом небе от счастья, - рассказывает Альберт Сафарян. - Выйти на сцену с такими титанами - может, в моей жизни больше такое не повторится. Петренко всегда был для меня эталонным артистом. Меня потрясли две вещи. Во-первых, их отношение к профессии. Александр Михайлов позвонил и сказал, что опаздывает на репетицию - попал в пробку. Но без одной минуты четыре он был в театре: "А я остановил машину и пешочком, пешочком". . . А главное, их отношение к акции, в которой они приняли участие. С согласия Перча Зейтунцяна название спектакля поменяли на "Суд идет..." - в смысле, он продолжается. Еще на репетиции МХАТовский корифей Семчев, играющий немецкого судью, сказал экспромтом: "Пока все присутствующие в зале не встанут, я не начну процесс". И тут все эти большие артисты поднялись на ноги. Меня поразила та грань, которую они сумели провести между сыгранными персонажами и собой лично. Каждый в какой-то момент как бы отстранялся и обвинял от своего, а не персонажа имени. И каждый считал, что личное отношение в этой ситуации крайне важно.
Это не просто слова. Признанные и прославленные мастера русской сцены оставили свои многочисленные дела, съемки - кто в Лондоне, кто в Париже - и прилетели на несколько дней в Москву, чтобы присоединить свой голос к голосу армян. И сделано это было, заметьте, абсолютно бесплатно!
Альберт Сафарян играл армянского свидетеля-вардапета: "Трудности с русским языком я, кажется, преодолел, хотя пару раз вырывались какие-то армянские слова. Игорь Костолевский, игравший доктора Лепсиуса, потом подошел ко мне: "Как здорово вы это нашли, ощущение правды было потрясающее!" А самое казусное, некоторые люди в зале приняли меня за реального священника, даже говорили, мол, нельзя посредника между Богом и людьми занимать в спектакле. В любом случае реакция и резонанс на этот спектакль превзошли все мыслимые ожидания".
В театре Армена Джигарханяна, который, кстати, читал "за кадром" текст от автора, чуть больше 600 мест, и по крайней мере половину зала составляла русская аудитория.
- В зале не просто было много русских, - говорит Аида Бабаджанян, - большинство из них едва не впервые узнали о Геноциде армян, во всяком случае о его чудовищных масштабах и зловещих подробностях. У них из глаз текли слезы. Потом они подходили к нам, просили прощения за то, что даже не знали о таком чудовищном преступлении. А все эти большие русские актеры. . . Отыграв свою сцену, никто не ушел. Они стояли в кулисах и взволнованно следили за ходом действия.
- В театре они были с утра, - включается Альберт. - Я увидел сидящего перед зеркалом бледного Петренко. На вопрос: "Что с вами?" - он ответил: "Простите, я так волнуюсь. . . "
В спектакле Славы Степаняна у актера его театра Артура Диланяна было две роли - Талаата-паши и государственного обвинителя. Тема попыток турок по-своему трактовать чудовищное преступление оборачивалась неожиданным ракурсом. И с обеими ролями актер справился. . . Кстати, Альберта Сафаряна утвердили на роль маршала Баграмяна в картине, которая будет запускаться в 2010 году на одной из солидных российских киностудий. Так что контакты не пропадают даром. - После репетиции мне сказали, что меня разыскивает Ольга Кабо, - рассказывает Аида Бабаджанян. - Она узнала, что в ереванском спектакле я играю ту роль, которую здесь исполнила она - роль жены Талаата, и смущенно пришла узнать мое мнение. . . А потом предложила сфотографироваться. Участие в этой акции дало нам такой стимул, такими наполнило импульсами - получить возможность сказать о главной боли своего народа вместе с мастерами такого класса!

. . . Спектакль закончился, а публика еще минут пятнадцать не отпускала тех, кто перевернул им души. "Забыть?! Подскажите, как забыть то, о чем пела грустную песню твоя бабушка? Как забыть то, о чем добрая половина литературы и искусства народа? Как забыть то, что чудом выжившие в этой резне передают с молоком матери? Забыть - это значит, что от страшного, смертельного вируса геноцида не будет найдена вакцина и он страшными эпидемиями будет вспыхивать то там то тут!"
"Суд идет!" стал одним из ингредиентов той самой вакцины. Более десяти телеканалов освещали эту акцию. И каждый раз прославленные деятели русской сцены говорили "нет!" геноциду, присоединяли свой голос к нашему - звучащему все громче. Спектакль снят на пленку и может стать весомым аргументом. Ведь обвиняют не "субъективные пострадавшие", а люди, для которых гуманизм, совесть, правда - понятия сокровенные.










 

 

Московский Армянский театр

Купить билеты